БАРОККО

Барокко в интерьере
Барокко (португальское baroco — причудливый, дурной, неправильный, испорченный) европейский стиль в архитектуре и дизайне интерьера XVI — XVIII веков.
Первоначально слово барокко использовалось португальскими моряками для названия жемчужин неправильной, искажённой формы. Одним из главных элементов стиля является изображение раковины в лепном декоре и резьбе. Основы стиля барокко заложены в конце эпохи Возрождения в произведениях Виньола и позднего Микеланджело. Основные отличия от эпохи Возрождения — это ассиметрия в декоре, напряжённость форм, эмоциональная насыщенность и театральная бутафорность.
Барокко в интерьере
Тяга к зрелищным эффектам особенно проявилась в отделке интерьера. В дизайне интерьера, как и в архитектуре, стиль барокко стремится к пышности, величественности и богатству убранства. Интерьер в стиле барокко больше уместен в помещениях с высокими потолками и большими площадями. Барокко — дворцовый стиль, олицетворяющий величие монаршей и аристократической власти. Величественная архитектура, пышные интерьеры, мебель с позолотой, роскошные и дорогие предметы интерьера и скульптуры — всё это дизайн интерьера в стиле барокко.
Дворцы и церкви эпохи барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям, игре светотени, приобрели живописность и динамичность, становясь единым целым с окружающим пространством. Парадные интерьеры украшались скульптурой из разноцветных сортов мрамора и вставками из золочёной бронзы, лепкой, резьбой. Росписи на стене и потолке, зеркала иллюзорно расширяли пространство интерьера.
барокко интерьер
В изобразительном искусстве преобладают композиции религиозной, мифологической или аллегорической тематики, роскошные парадные портреты, подчёркивающие особенное общественное положение человека. Одной из вершин барокко, впечатляющей слиянием скульптуры, живописи и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария дела Виттория (1645−1652 г. г.)
Самым известным мастером барокко в Италии считается архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини (1598−1680 г. г.). Перед собором святого Петра в Риме он соорудил колоннаду, скрыв за ней хаотичную застройку города (типично театральная декорация). Самыми видными современниками Бернини в Италии были архитекторы Пьетро да Катона и Борромини.
барокко интерьер
В XVII веке тенденции стиля барокко распространились за пределами Рима. В Испании и Латинской Америке развился стиль архитектурного и интерьерного украшательства, названный чурригереско. В Англии идеи барокко не нашли своего развития. В России архитектура и оформление интерьера в стиле барокко достигли величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Санкт-Петербурга, Петергофа, Царского Села. Величайшим мастером высокого барокко был Франческо Бартоломео Растрелли. Им были построены Зимний Дворец, Воронцовский и Строгановский дворцы, Смольный монастырь. Также надо отметить архитекторов П. А. Трезини (Фёдоровская церковь около Стрельны), С И. Чевакинского (Никольский морской собор, Шуваловский дворец, Дворец Шереметьевых), А. Ф. Виста (Андреевский собор).
Пилястры и трёхчетвертные колонны, картуши с маскаронами над окнами и дверями использовались для усиления рельефа стен, обогащения игры светотеней. Контрастные цветовые сочетания подчёркивали праздничную, театральную декоративность здания.
В эпоху барокко произошёл подъём монументального и декоративно-прикладного искусства, тесно связанных с архитектурой.
В первой половине XVIII века барокко постепенно перерождается в рококо, а с 1770 г. г. вытесняется классицизмом.